Искусство

«Природные богатства и охрана их»

Исмаилов Аубакир 1913-1999 г.г. Народный художник Казахстана

А. Исмаилов любил писать дали, его картины обычно панорамны, он четко прорабатывал пространственные планы. Особенно часто писал природу в летние месяцы, в послеполуденное время и на заходе солнца. Основным средством художественной выразительности в его картинах всегда был цвет.

«Природные богатства и охрана их»

  • Холст, масло.
  • Размер: 145х145 см.

Монументальный горный пейзаж. Впереди — розово-сиреневые горные склоны ущелья, покрытые нежно-зеленой травой. Слева — четыре пасущихся козлика. Позади — голубая полоска воды на фоне заснеженных горных гряд.

«Выход рыб на сушу»

Бапишев Бахыт 1958 года рождения. Казахстанский живописец. Член Союза художников. Выпускник Сорбонны, является «доктором пластических искусств». Обучался в Москве, Париже, Гамбурге. С большим успехом выставки проходили во Франции, Германии, Болгарии, Японии, в странах бывшего Советского Союза и в др.

«Выход рыб на сушу» 1987 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 93,5х94 см.

Жанровая композиция, посвященая экологической проблеме и проблемам взаимодействия человека и природы. На первом плане на светлой полосе в центре пастозно изображены силуэты рыб, по обе стороны от которых наклеены на холст фрагменты сетей. Выше — лиссировочно изображена спокойная тихая водная гладь со слабо просматривающимися на горизонте горами и солнцем.

«Кривая яблоня»

Урманче Баки 1897-1990 г.г.

Заслуженный художник Казахской ССР, Народный художник РСФСР, Народный художник Татарской АССР родился в 1897 году в Казанской губернии. В 1941 году Баки Урманче был приглашен в Алма-Ату для участия в подготовительных работах к празднованию 100-летия со дня рождения Абая. Творческая командировка с началом войны превратилась в эвакуацию. За 17 лет жизни в Казахстане Баки Урманче создал замечательную портретную галерею деятелей истории и культуры, исторические полотна, многочисленные пейзажи Алма-Аты, графические иллюстрации к книгам казахских писателей, скульптурные работы.

«Кривая яблоня» 1947 г.

  • Картон, масло.
  • Размер: 63х48,5 см.

Пейзаж. На фоне зеленой травы, пирамидальных деревьев, раскидистая, искривленная цветущая яблоня. На заднем плане розовая гряда гор на фоне голубого неба.

«Портрет народного артиста Байганина»

Урманче Баки

«Портрет народного артиста Байганина» 1942 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 104х80 см.

Портрет. На умбристом фоне изображение пожилого мужчины с поджатыми под себя ногами, держащего в руках домбру. На мужчине поверх темного пиджака — желтовато-охристый чапан, на голове — тюбетейка.

«Казашка за пряжей шерсти»

Крутильников Николай 1896-1961 г.г.

Народный художник Казахстана.

С 1921 г. жил и работал в Казахстане. Один из организаторов Союза художников республики. Под его руководством была сформирована и работала первая передвижная выставка по маршруту Семипалатинск-Риддер-Петропавловск-Кызыл-Орда (1928). Произведения художника отличаются выразительностью и неповторимостью художественных образов — своеобразный подробный рассказ о народном быте.

«Казашка за пряжей шерсти»

  • Картон, масло.
  • Размер: 63х48 см.

Жанровая композиция. В центре на серовато-коричневом фоне изображена фигура пожилой женщины, сидящей на согнутой под себя правой ноге. На ней длинное платье, безрукавка охристого цвета, белый головной убор в виде платка. В руках, поднятых до уровня подбородка, клочок пряжи и в вертикальном положении висящее веретено.

«Курмангазы»

Есиркеев Куаныш 1947 года рождения. Член Союза Художников Казахстана. К. Есиркеев относится к тому поколению художников Казахстана, которые в 1960-е годы создавали новое национальное искусство. В своем творчестве он отказывается от повествования и изобразительных приемов, свойственных советским станковым произведениям. Он ищет универсальную формулу жизни, все явления которой для него равнозначны.

«Курмангазы» 1976 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 140х98 см.

Портрет выполнен в декоративной манере. Поколенное изображение худощавого мужчины в фас, с легким поворотом головы вправо. В правой руке, согнутой в локте — домбра. Левая — опущена, кулак сильно сжат. Мышцы шеи, рук, лица намеренно подчеркнуты, напряжены. Черты лица заострены: острый нос, остроконечная бородка, низкий лоб, выпирающие скулы. На мужчине — красная косынка, длинная зеленая рубаха с закатанными по локоть рукавами. На заднем плане — на фоне темного тревожного неба и охристо-оранжевой степи изображены шанырак и фрагмент кереге.

«Суюнбай»

Кастеев Абылхан 1904-1973 гг.

Народный художник Казахстана, заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат Государственной премии им. Ч. Валиханова, живописец, член Союза Художников РК. Творчество первого народного художника Казахстана Абылхана Кастеева является важнейшей вехой в становлении и развитии национальной школы изобразительного искусства. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями казахской культуры как Ч. Валиханов, Ж. Жабаев, М. Ауэзов, А. Маргулан, Ш. Айманов. Пройдя долгий путь от простого паренька из аула до большого и уверенного в себе мастера, А. Кастеев всегда сохранял качества человека-гуманиста, патриота и предельно требовательного к себе художника. В его произведениях нашла свое отражение целая историческая эпоха страны, наполненная как радостными, так, порою, и трагическими событиями.

«Суюнбай» 1972 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 100х74,5 см.

Одна из последних работ художника. Суюнбай Аронулы (1815-1898), будучи акыном, он считался заступником обездоленных. Акын изображен сидящим в юрте на белом с изящными узорами ковре. Фигура акына занимает почти все полотно, располагаясь в центре картины. Акын одет в камзол теплого золотистого оттенка, у него белоснежная борода и седины, он изображен в преклонном возрасте. Взгляд акына полон внимания и мудрости. На втором плане справа изображена домбра, прислоненная к сундукам.

«На пастбище»

Абылхан Кастеев

«На пастбище» 1935 г.

  • Картон, масло.
  • 51х73 см.

Пейзаж. На первом плане фигура мужчины, изображенного спиной, руками обхватывающего палку. Слева от него каменистый выступ, справа — извилистый каменистый арык. Недалеко от мужчины — пасущаяся вороная лошадь. В центре композиции несколько юрт. У входа в одну из них изображена женщина, позади нее бежит собака. На заднем плане — стадо овец на фоне гряды гор. Небо — светло-голубое с белыми облаками.

«Вид на малую Алма-атинку»

Абылхан Кастеев

«Вид на малую Алма-атинку» 1937 г.

  • Холст, масло.
  • 46х66 см.

Горный пейзаж. На первом плане — уходящая в перспективу горная речка, загроможденная крупными камнями. На втором плане справа — густо поросший зеленью холм. Левее — сине-зеленые горы на фоне голубого неба с облаками.

«Портрет Розы Баглановой»

Кужеленко Ольга 1911-2001 г.г.

Живописец, член Союза Художников Казахстана. Ольга Дмитриевна была верна темам, лишенным внешних аффектов и политических спекуляций. Работала в жанрах портрета и натюрморта. Преклонение перед совершенством и многообразием природы художница выразила в сотнях прекрасных полотен. Они фиксировали ускользающие от современников приметы времени (прически, одежда) или же, напротив, непреходящую ценность, трепетность мира природы.

«Портрет Розы Баглановой» 1957 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 101,5х71,5 см.

На фоне серо-голубой стены на красном ковре у коричневого рояля изображение женской фигуры в рост в серо-голубом декольтрованном платье. Руки сложены на груди.

«Апельсины»

Лукин Владимир 1950 года рождения.

Живописец, член Союза Художников РК. Человек необычной судьбы, силы духа и воли, свою карьеру он начинал в спорте. Будучи студентом Петропавловского пединститута, добился выдающихся результатов, побеждая на международных, всесоюзных и республиканских соревнованиях по конькобежному спорту. Трагедия на дороге, когда в результате автомобильной аварии он получил тяжелейшие травмы и лишился ноги, не сломила спортсмена. Он нашел в себе силы жить в новых обстоятельствах, поступил учиться на художественно-графическое отделение Алма-Атинского пединститута, Сегодня его произведения находятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, США, европейских стран.

«Апельсины» 1999 г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 80х60 см.

Натюрморт выполнен в декоративной манере, в яркой оранжево-зеленой гамме. На первом плане справа — ваза с комнатным растением с зелеными листьями, оранжевыми плодами. Слева — тарелка с круглыми плодами зеленого и желтого цветов. На дальнем плане — оранжевая стена.

«Натюрморт с маковками»

Ярема Ирина 1931 года рождения.

Лауреат Государственной премии РК им. Ш. Уалиханова, Член Союза художников СССР. Направления в творчестве: гобелен, живопись, графика и монументальное искусство. Главная мысль всех произведений Ирины Яремы: жизнь прекрасна и удивительна! Удивление перед красотой бытия одинаково присуще и гобеленам, и живописным работам — пейзажам и натюрмортам — для создания которых художница много работает с натуры.

«Натюрморт с маковками»

  • Холст, масло.
  • Размер: 65х60 см.

Картина выполнена в серовато-охристой гамме. В центре — светлый кувшин в виде кринки на охристой плоскости с пышным букетом из сухих цветов, листьев, головок мака. Слева — кедровая шишка, сухой лист, справа — драпировка из светлой ткани.

«Яблоки»

Колоденко Владимир 1907-1980 гг.

Театральный художник, Заслуженный артист Казахской ССР. Владимир Колоденко всегда работал на натуре, делая зарисовки, этюды, стремясь максимально точно отобразить естественность жизни во всех ее проявлениях. Станковые работы, пейзажи и натюрморты Колоденко неразрывно связаны с его многолетней театральной деятельностью — это фантазии художника, навеянные реалиями живого мира, музыкальными впечатлениями, очарованием театрального действия.

«Яблоки» 1978-1980 г.г.

  • Холст, масло.
  • Размер: 66х64,5 см.

Натюрморт. На светлом фоне в центре — плоская, прозрачная ваза с фигурным краем, наполненная яблоками. Вокруг вазы — лежащие в беспорядке красные и желтые яблоки.

«Кони на пастбище»

Романов Сахи 1926-2002 г.г.

График, живописец, художник кино. Народный художник Казахстана. Учился в Московской художественной школе. Окончил ВГИК, учился у Ф.С. Богородского, Ю.И. Пименова, Г.М. Шегаля (1950-1955). Имя Сахи Романова стоит у истоков казахского изобразительного искусства, куда он пришел вначале как художник-график, а затем, как живописец. Знание казахского эпоса, богатейшее воображение и выдумка помогали ему создавать интересные и яркие графические серии. Постепенно основной формой воплощения мысли и чувства становится живопись, определившая своеобразие его творческого видения. Живописные полотна С. Романова — это стремление к лаконизму, динамике, образности художественного языка.

«Кони на пастбище»

  • Холст, масло.
  • Размер: 70х69 см.

Жанровая композиция. На фоне темно-голубого облачного неба пастбище с изображением пасущихся лошадей на первом плане. На заднем плане — растительность, гряда темных зеленовато-охристых гор.